
Среди улиц нашего города есть небольшая улочка, названная именем летчика Замкина. Свое имя она получила еще во время Великой Отечественной Войны, в честь одного из летчиков 41 штурмового авиаполка, погибшего при защите города 6 июля 1942 года. Но личность погибшего не установлена. Ни имени, ни отчества, только фамилия.
То обстоятельство, что имя летчика неизвестно, всегда вселяло в меня недоверие. Все таки летчик, не пехота. Учет личного состава должен быть совсем на другом уровне. И вдруг ничего кроме фамилии не известно.
Как будто нашли останки погибшего пилота и единственное что смогли установить из документов — фамилию.

Но улицу называли в 1943 году, причем по списку погибших в боях за Воронеж летчиков 41 шап. Да и часть, в которой служил летчик известна. Но воронежский краевед А. Гринько, пишет: "имя и отчество установить не удалось". Вслед за ним утверждение тиражируют остальные краеведы-историки.

И вот, когда название улицы в очередной раз попалось на глаза, решил заняться вопросом. Спасибо Министерству Обороны, свое небольшое исследование по погибшим в Войне можно сделать не вставая из-за компьютера. Воспользовавшись известным сайтом ОБД Мемориал попробовал найти летчика Замкина.

Действительно, в базе данных летчиков с такой фамилией не значится. Тогда попробовал поискать сведения о потерях 41 шап в июле 42 года. Из недр ОБД тут же был извлечен именной список безвозвратных потерь 267 авиадивизии с 01.07 по 15.07 1942 года.

Тут же перечислены 7 погибших из искомого 41 шап. Замкина здесь нет. Но есть другая персоналия, отличающаяся одной буквой в фамилии — Хамкин Георгий Григорьевич, 1915 г.р. старшина, авиационный механик. Умер от ран, полученных при авианалете. Похоронен на ст. Усмань, на территории заповедника.
Разница в одну букву — пустяк в таких делах. Могли опечататься при названии улицы, могли ошибиться при составлении списка потерь. Но мы то ищем летчика, а тут механик, наземная служба.

Самое время вернуться к 1943 году. К тексту Постановления Совета депутатов от 19 августа 1943 года, которым была переименована улица. Согласно постановлению, с целью увековечивания имен летчиков 41 шап, погибших за г. Воронеж, переименовываются следующие улицы: Мало-Чернавская в Летчика Замкина, а Первая,Вторая и Третья Конно-Стрелецкие были переименованы в улицы Летчика Демьянова, Летчика Злобина и Летчика Щербакова

Нетрудно сопоставить перечень переименованных улиц и список потерь 41 шап. Улицы названы в честь троих воинов из семи погибших по списку. Не считая Хамкина-Замкина. Причем Щербаков тоже не летчик, а техник по вооружению. И это обстоятельство позволяет с большей уверенностью утверждать, что наш Замкин и есть тот самый Хамкин Г.Г. 1915 года рождения.

В этой истории остался неясный момент. Почему же улицы названы в честь именно этих четверых погибших? Чем они отличаются от остальных и чем обусловлен выбор? Если посмотреть в графу "Когда и по какой причине выбыл", то можно заметить, что все те, в честь которых названы улицы, умерли от ран. А остальные не вернулись с боевого задания, по сути без вести пропавшие. За исключением Демьянова, который тоже не вернулся с БЗ

Можно предположить, что в 1943 году четыре улицы нашего города были переименованы в честь воинов 41 шап, впоследствии получившего наименование Воронежского Краснознаменного, заведомо погибших в боях за Воронеж. Что же касается, Демьянова, то скорее всего, к 1943 году была известна информация, согласно которой его можно было причислить к погибшим и вычеркнуть из списка без вести пропавших.

Вопрос же о правильном написании фамилии Замкин или Хамкин остается пока открытым. Ошиблись ли при составлении постановления или ошибка в списке потерь? А может быть и такое, что при решении о переименовании, фамилию Хамкина исказили сознательно, ввиду её неблагозвучности.
UPD: Выяснилось, что моменту именования улиц судьба Демьянова уже была известна. Он геройски погиб, повторив подвиг Гастелло, под Нижнедевицком.