Каанкереде (kaankerede) wrote,
Каанкереде
kaankerede

Categories:

Художник Шмаров

IMG_2103.jpg

Хотел бы познакомить своих читателей с творчеством малоизвестного на родине художника, нашего земляка Павла Шмарова.
Уроженец Воронежа, вполне известный в свое время в России и за рубежом, прозванный «русским Ренуаром», в годы Гражданской Войны выбрал путь эмиграции и по этой причине был предан забвению на родине. Как и многие другие деятели искусств, разделившие судьбу добровольного изгнания.








1. Портрет пожилой женщины.1893. «на память Л.Г. Соловьеву»


IMG_2056.jpg

Павел Дмитриевич Шмаров (настоящая фамилия Шмыров) родился 22 сентября 1874 года в семье крестьянина, в пригородной воронежской слободе Чижовке. Позже, отец Павла, обучившись на мастера экипажного цеха, покупает дом в Московской части и переезжает с семьей в город.



2. Розы в вазе. После 1925. Холст, масло.


IMG_2058.jpg

Обучаясь в уездном училище Воронежа, Павел в 1893 году поступает в бесплатную рисовальную школу воронежского иконописца Льва Григорьевича Соловьева. В то же время, молодой художник открывает для себя «передвижников»



3. Дама в голубом. После 1925. Холст, масло.


IMG_2059.jpg

Воронежский городской попечительский совет оценил успехи начинающего живописца и в 1894 году направляет Шмарова в Санкт-Петербург для продолжения учебы в Высшем художественном училище при Императорской Академии Хуудожеств (ИАХ). Павел был принят в качестве вольнослушателя и до конца 1897, когда перевелся в ученики, получал пособие от Общества поощрения художеств.



4. Пейзаж на озере. 1930-1932. Холст, масло.


IMG_2062.jpg

Студенты жили в непринужденной атмосфере, весело и дружно. С девяти до двух занимались натурными этюдами, потом перерыв до пяти, после чего рисовали натуру. Работали и на свободные темы. В свободное время устраивали благотворительные вечера, ставили "живые картины" и устраивали лотереи из картин и этюдов.



5. Человек на острове с тополями. После 1925. Холст, масло.


IMG_2063.jpg

В декабре 1896 года Шмаров поступает в мастерскую И.Е. Репина, самую популярную и многочисленную. Способности Павла ценят, но одноклассники считают его малообщительным и слишком деревенским. Репин пишет о нём: «Шмаров идет впереди, в этом безграмотном глуповатом мальчике сидит великий художник».



6. Купание. После 1925. Масло, изорель.


IMG_2064.jpg

Сам Репин вначале отдался преподаванию с большим интересом. Часто заходил в мастерскую к ученикам и помогал с этюдами. Но довольно быстро охладел к преподаванию и появлялся всё реже. «Репин был большой мастер, умел показать, как надо делать, но педагогической системы к него не было... »



7.


IMG_2066.jpg

Предоставленные сами себе, студенты, не получая ответов на накопившееся вопросы и ощущая застой в обучении, предприняли массовый отъезд за границу. В конце 1897 года, на решительный шаг отваживается и Шмаров. Он берет отпуск до апреля 1898 года и едет учиться в Европу.



8. Молодые крестьянки. После 1925. Холст на фанере, масло.


IMG_2067.jpg

После возвращения в Петербург, Павел Дмитриевич много работает. Пишет этюды и работает на заказ. В 1899 году принимает участие в конкурсе с картиной «Горе побежденным». За свою работу художник получает золотую медаль Академии Художеств и получает звание художника и право на чин X класса при поступлении на государственную службу и право преподавания рисования в учебных заведениях.



9. Русские крестьянки. После 1925. Холст, масло


IMG_2068.jpg



10. Обнаженная в окне. После 1925. Холст, масло


IMG_2069.jpg

Шмарова признают одним из лучших рисовальщиков и живописцев, окончивших академию на протяжении последних десяти-пятнадцати лет, и Павел получает стипендию на поездку за границу.



11. На пляже. Между 1925 и 1928. Холст, масло


IMG_2070.jpg



12. Масло, изорель


IMG_2071.jpg

С 1900 Павел Шмаров путешествует, учится и работает в Вене, Мюнхене, Риме, Флоренции, Венеции, Париже и Испании. Творчество художника не ограничивается картинами, он делает иллюстрации для периодических изданий и произведений Пушкина и Некрасова, работает для театра.



13. Розовые купальщицы. Между 1925 и 1928. Холст, масло


IMG_2072.jpg



14. После купания. Между 1924 и 1928. Холст, масло


IMG_2073.jpg

В январе 1901 г, по окончанию срока поездки, художник просит продлить субсидию, аргументируя работой над картиной из русской жизни. Совет, ознакомившись с исполненными за границей этюдами, принимает положительное решение и дает возможность Шмарову продолжить работу над своим произведением, не заботясь о пропитании.



15. Три купальщицы. Между1925 и 1928. Холст, масло


IMG_2075.jpg


В марте 1902г художник сумел убедить совет выделить финансирование еще на год, предполагая в течение года писать этюды и эскизы на юге России и за границей, а за тем приступить с выполнению отчетной картины.



16. Две русалки. После 1925. Холст, масло


IMG_2076.jpg

К сожалению, составить представление о произведениях Шмарова того периода сейчас трудно. Большинство картин рассредоточились по провинциальным художественным школам в качестве учебных пособий. Остальные работы были отправлены в различные музеи.



17. Купальщица с вуалью. Между1924 и 1928. Холст, масло


IMG_2077.jpg



18. На прогулке. После 1925. Холст, масло.


IMG_2079.jpg

В 1916 году Павла Дмитриевича избирают академиком и председателем оргкомитета Весенней выставки в залах Петербургской академии художеств. Художник выезжает на фронта Первой мировой войны, откуда привозит эскизы и рисунки.



19. Две женщины. Рыжая и брюнетка. После 1925. Холст, масло.


IMG_2078.jpg



20. Молодые женщины в саду. После 1925. Холст, масло.


IMG_2080.jpg



21. После дождя. После 1925. Холст, масло.


IMG_2081.jpg



22. Купальщицы с ребенком. Между 1925 и1928. Холст, масло.


IMG_2082.jpg



23. Обнаженная. Руки над головой. 1928. Холст, масло.


IMG_2083.jpg



24. Женщины и дети в Булонском лесу. 1930-1932. Холст, масло.


IMG_2084.jpg



25. Купальщицы на траве. После 1925. Холст, масло.


IMG_2085.jpg



26. Беседа. После 1925. Холст, масло.


IMG_2086.jpg



27. Купальщицы и ребенок с собакой. После 1925. Холст, масло.


IMG_2087.jpg



28. Купание. После 1925. Масло, изорель.


IMG_2088.jpg

В 1917 году Шмаров участвует в первой выставке картин фонда Куинджи, а в 1919 – в первой Всероссийской свободной выставке произведений искусства.



29. Женщина с вуалью. После 1925. Холст, масло.


IMG_2089.jpg



30. Портрет мальчика с карандашом. 1930. Холст крупного плетения, масло.


IMG_2090.jpg



31. Десять купальщиц с собакой. После 1925. Холст, масло.


IMG_2095.jpg

Не приняв новую власть, Шмаров в 1923 году эмигрирует из России сначала в Рим, а затем – в Париж. Павел пишет ностальгические сценки с русалками, купальщицами, крестьянками в русских народных костюмах, а также портеры на заказ, его работы выставляются на выставках русского искусства во Франции, Англии, Бельгии, Голландии, Югославии, Германии и даже Аргентине.



32. Русские крестьянки и купальщица. После 1925. Холст, масло.


IMG_2096.jpg



33. Уснувшая женщина на голубом фоне. После 1925. Холст, масло.


IMG_2097.jpg



34. Натюрморт с фруктами и омаром. После 1925. Холст, масло.


IMG_2099.jpg



35. Лук, капуста и репы на тарелке. После 1925. Холст, масло.


IMG_2100.jpg



36. Натюрморт с капустой и артишоком. 1928. Холст, масло.


IMG_2101.jpg

Несмотря на творческую активность, художнику бывает трудно свести концы с концами, иногда он вынужден расплачиваться за съемную квартиру картинами. Павел Шмаров очень тоскует по Родине и Воронежу, почти не говорит по-французски и общается в основном с женой – Ольгой Виноградовой и другими русскими эмигрантами.



37. Томаты и лук на столе. 1928. Холст, масло.


IMG_2102.jpg



38. Две крестьянки на скамейке. После 1925. Холст, масло.


IMG_2104.jpg



39. Картон, масло.


IMG_2105.jpg



40. Картон, масло


IMG_2106.jpg



41. Огурцы на голубом. После 1925. Холст, масло.


IMG_2108.jpg



42.


IMG_2110.jpg



43. Л.Г. Соловьев. Портрет художника П. Шмарова 1890-е. Бумага, пастель.


IMG_2113.jpg



44. Тройка. 892. Картон, масло.


IMG_2116.jpg



45. Женский портрет в белой шляпе, белом платье и черном капе. 1923. Холст, масло.


IMG_2115.jpg



46. Крестьянский ход. 1898. Холст, масло.


IMG_2117.jpg



47. Портрет госпожи Шмаровой. После 1925 года. Холст, масло.


IMG_2118.jpg



48. Букет роз. После 1925. Холст, масло.


IMG_2119.jpg



49. Георгины и ноготки. После 1925 года. Холст, масло.


IMG_2120.jpg


50. Шмаров с женой и друзьями. Париж 1940-1950


IMG_2091.jpg



2 июля 1950 года Павел Шмаров умирает, его хоронят на кладбище Пьер Гренье в Булонь-Бийянкуре. Однако, у родственников нет денег на содержание могилы и останки Павла эксгумируют и перезахороняют в общей могиле.





P.S. Все фоторепродукции самолично сделаны с оригинальных полотен во время выставки в музее Крамского.
Tags: живопись, земляки, краеведки, фотографирую
Subscribe

  • Снайпер наш Иван Алтаев, весельчак и военкор

    Периодически пытаюсь вернуться к своим краеведческим изысканиям, изучаю боевые документы, выкаченные с "Памяти народа". В данном случае, это…

  • Про костюм

    Попалась качественная картинка. Сложим в копилку к историческим изображениям костюма Воронежской губернии

  • В Тамбов!

    Одним морозным и солнечным днём мы отправились в город Тамбов, посмотреть что там и как. Предлагаю своим читателям присоединиться. Путешествуем…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Снайпер наш Иван Алтаев, весельчак и военкор

    Периодически пытаюсь вернуться к своим краеведческим изысканиям, изучаю боевые документы, выкаченные с "Памяти народа". В данном случае, это…

  • Про костюм

    Попалась качественная картинка. Сложим в копилку к историческим изображениям костюма Воронежской губернии

  • В Тамбов!

    Одним морозным и солнечным днём мы отправились в город Тамбов, посмотреть что там и как. Предлагаю своим читателям присоединиться. Путешествуем…